Белорусский универсал

Михаил Горбуков, Юрий Герман, Анжелика Герман

Если сравнивать с более крупными соседними странами, в Белоруссии лошадей не очень много. Однако именно здесь сегодня вполне успешно существует порода, принадлежащая к «немодному» нынче сельскохозяйственному упряжному типу. Белорусские крестьяне нашли в своих хозяйствах место не только железному, но и живому коню. И это лошади превосходного типа и работоспособности.

Умка. Фото7Белорусская упряжная - одна из наиболее молодых пород, среди выведенных на про-странствах бывшего СССР: ее официальное признание состоялось 20 мая 2000 года. Однако формирование породы происходило на протяжении длительного времени и началось еще в середине XIX века.

Когда-то на территории Белоруссии водились европейские дикие лошади - тарпаны, считающиеся предками домашних лошадей и уже в исторические времена оставившие свои гены во многих конских породах Европы. С давних времен здесь сформировалась местная популяция лошадей северного типа, сходная с породами соседних областей: польским коником, литовской межинкой, жмудкой старого, не улучшенного заводскими лошадьми типа. Такой тип существует и сегодня - он известен как полесская лошадь. Это некрупные лошадки, отличающиеся неприхотливостью и превосходной приспособленностью к местному влажному климату.

Новая порода формировалась в западных, наиболее богатых областях Белоруссии. Это развитый сельскохозяйственный район, и здесь было немало крупных крестьянских хозяйств, владельцы которых были достаточно зажиточны, чтобы нанимать батраков. Такие крестьяне могли себе позволить и хороших рабочих лошадей. Также здесь в XIX веке быстро развивалась лесная промышленность, а для работы на лесоповале требовались сильные, мощные лошади.

Главными «двигателями» улучшения белорусских крестьянских лошадей в тот период стали государственные заводские конюшни - Виленская, Лидская и особенно Ошмянская. Эти конюшни были укомплектованы жеребцами как тяжеловозных пород (арденами, брабансоиами и т.д.), так и упряжных сельскохозяйственного типа (гудбрансдальскими, ганноверскими). Помесей с заводскими породами в дальнейшем разводили «в себе». Из улучшенных западно-белорусских лошадей начала формироваться новая популяция, отличавшаяся повышенной работоспособностью, но при этом сохранившая неприхотливость местной «основы» и экономичная в использовании. К 40-м годам XIX столетия этих лошадей, на-зывавшихся в то время по району происхождения ошмянскими, активно использовали в племенной работе, продавали в Западную Европу.

По итогам Первой мировой войны Западная Белоруссия, и Ошмянский район в том числе, отошла к Польше. Много ошмянских лошадей оказались на польской территории, где они использовались при формировании местной лидзбарской популяции. Уже сравнительно недавно родство современных лидзбарских лошадей и потомков «ошмянок» - белорусских упряжных - подтвердили исследования групп и полиморфных белков крови нескольких пород. Индекс генетического сходства по пятнадцати эритроцитарным антигенам оказался наиболее высоким у лошадей лидзбарской и белорусской упряжной пород - 0,94. Еще больше этот показатель был при его расчете по частоте аллелей трансферринов, альбуминов, карбоангидразы - 0,97. таким образом, белорусская упряжная порода сохранила не только фенотиническое, но и генетическое сходство со своей ближайшей «родственницей», лидзбарской лошадью.

Плановая работа с потомками ошмянских лошадей началась после Великой Отечественной войны, когда основные районы их разведения были снова присоединены к Белоруссии. Промышленность в Западной Белоруссии была развита не так сильно, механизация шла медленно, и коневодство по-прежнему играло заметную роль в сельском хозяйстве. Начался второй этап в формировании белорусской упряжной породы. В 50-60-е годы прошлого века создаются первые племенные конефермы по разведению белорусских упряжных лошадей, в них отбирают ценных производителей и формируют группы типичных лошадей. При этом основным методом стало чистопородное разведение.

Тогдашние белорусские упряжные лошади по промерам уже приближались к современному стандарту породы. Авторы того времени отмечали их высокую работоспособность, пригодность и для перевозки грузов, и для пахоты, подвижность. В.М.Левин и И.А.Островский отмечают, что «многие лошади свободно по грунтовой и даже пес-чаной дороге везут воз с грузом весом в 700-800 кг; без груза они проходят 24-25 км за два часа».

 

Сила и выносливость

Современный, третий этап породообразовательного процесса начался с 1971 года, когда был подготовлен первый план племенной работы с популяцией белорусских упряжных лошадей. Предусматривалось активизировать работу по созданию новой породы, причем основным методом работы снова было признано разведение «в себе». В этот период был разработан породный стандарт, формировались селекционные группы и генеалогическая структура породы. При помощи целевого распределения племенных лошадей расширялось племенное ядро. Генофонд формировался одновременно во многих хозяйствах по всей республике, что увеличивало вариабельность признаков и возможности отбора.

Результатом кропотливой работы нескольких поколений селекционеров стала лошадь, замечательно подходящая для сельскохозяйственных работ - сильная, выносливая, энергичная, достаточно неприхотливая. Белорусская упряжная лошадь стоит в одном ряду с такими породами, как торийская, латвийская упряжного типа, исчезнувшая воронежская упряжная - они занимают как бы промежуточное положение между тяжеловозами и более легкими упряжными лошадьми. Белорусская упряжная лошадь даже несколько напоминает облегченного тяжеловоза, но все же существенно отличается от него. Она легче, более высоконога, а за счет этого и более подвижна, способна дольше везти груз на более резвых аллюрах.

Что характерно, при пересчете на живую массу белорусские упряжные лошади развивают силу тяги на 2,3-7,0% больше, чем тяжеловозы - порода является обладательницей рекорда по этому показателю! Белорусские лошади способны развивать тяговое усилие, которое на 3,0-10,0% превышает их собственную массу. При этом весят они 650-600 кг (для сравнения: крупные тяжеловозы - под тонну и более). Соответственно им и корма меньше нужно, и содержать проще. Специализированные тяжеловозные породы создавались в первую очередь для городского грузового транспорта, где надо было перевозить очень тяжелые грузы, пусть и шагом. Для крестьянина удобнее более универсальный и легкий тип лошади.

В основе племенной работы были многоэтапная оценка и отбор лошадей по комплексу признаков - происхождению и типичности, промерам, экстерьеру, работоспособности, качеству потомства. Такой отбор оказался достаточно эффективным: ведь селекционируемые признаки хорошо коррелируют друг с другом. Это дает возможность при отборе на племя держать планку выраженности типа породы и правильности экстерьера и одновременно повышать требования по промерам. В планах у селекционеров республики - разведение крупных, универсального использования сельскохозяйственных лошадей, которые могли бы также быть улучшателями пользовательных и продуктивных качеств местных рабочих лошадей.

 

Линии в породе

В породе на сегодняшний день существует шесть заводских линий и 13 семейств. Наиболее распространенная - линия Орлика I. Ее представителей отличают гармоничное сложение, плотная конституция, живой темперамент. По промерам лошади линии Орлика I превосходят требования стандарта породы. Лучшим сыном этого жеребца и продолжателем линии стал Норд, неоднократно экспонировавшийся на ВДНХ и не раз получавший высокие оценки за экстерьер на Всесоюзных соревнованиях.

Еще одна из наиболее популярных линий - Баяна I. Лошади этой линии отличаются массивностью, хорошим развитием основных статей, крепкой конституцией, энергичностью. Сыновья Баяна I относятся к крупному упряжному типу. Линия отличается высокой работоспособностью: так, рекорд породы по скорости доставки груза рысью (5 мин 1,3 сек) принадлежит сыну Баяна Буревестнику.

Основателем линии стал и рекордист в доставке груза шагом (14 мин 46 сек) темно-буланый . За шестнадцать лет племенного использования (с 1954 по 1970 годы) Анод оставил свыше 613 потомков, более половины из них получено при помощи искусственного осеменения. Изучение кроссов линий позволило установить, что кобылы линии Анода I хорошо сочетаются с жеребцами линии Орлика I, причем этот подбор более благоприятен, чем обратный.

Линия Заветного I менее распространена в породе по сравнению с другими. Ее представители имеют средний упряжной тип, жеребцы низкорослы, но широкотелы и костисты. Кобылы хорошо развиты, массивны, отличаются высокой работоспособностью.

Наиболее высокими показателями роста в холке и индекса костистости обладают жеребцы линии Лесного Орла. Эта линия сформировалась в хозяйствах Кореличского района и сейчас лучше всего представлена в племзаводе «Кореличи».

И наконец, линия Голубя I: по сравнению с другими ее отличают меньшая массивность и костистость, неприхотливость к условиям кормления и содержания.

Кроме того, заложены две новые линии: Полета (Ранок - Посылка), 1970 г.р., и Мышака (Бор Лесной - Мышка), 1959 г.р., от которых получено четыре поколения перспективного потомства.

В белорусской упряжной породе выделяются два типа: основной и тяжелоупряжный, представители которого отличаются большим ростом и массивностью. В планах селекционеров - усилить различия между типами, что должно придать большую универсальность и конкурентоспособность породе. Уже сейчас скрещивания более легких кобыл основного типа с арабскими и ганноверскими производителями дают замечательных спортивных лошадей, сильных и прыгучих - аналогично в Ирландии с успехом используют принадлежащую тому же типу упряжную породу как материнскую основу для получения гунтеров.

Сегодня белорусская упряжная порода пользуется у себя на родине большой популярностью, причем в основном этих лошадей приобретают для использования по их «прямому назначению», то есть для сельскохозяйственных работ. Численность племенных маток превышает тысячу голов. Конечно, не все так радужно в коневодстве современной Белоруссии: медленно, но верно сокращается общая численность лошадей, вот уже пятнадцать лет не проводятся испытания упряжных лошадей, сыгравшие огромную роль в формировании породы. Но хочется надеяться, что общими усилиями заводчиков и владельцев лошадей эти проблемы удастся преодолеть.